Вопрос-ответ - консультация юриста

Юридическая помощь врачам является одной из важнейших задач организации «Врачи Санкт-Петербурга». Вы можете задать нашим юристам вопросы, с которыми вы сталкиваетесь во врачебной практике и получить бесплатную юридическую консультацию, отправив письмо по электронной почте: zakon@vrachi-spb.ru. Ответ будет подготовлен в течение семи рабочих дней.


Вопрос: Можно проконсультироваться по поводу лишения медицинской категории? Мне 01.12.2011 года была присвоена вторая медицинская категория. С 01.06.2013 по 01.06.2016 года я находилась в декретном отпуске. С 01.06.2016 вышла на работу, так как отчет о продлении категории по законодательству мне необходимо было предоставить не менее, чем за 4 месяца до окончания категории и за 3 последних года, которые я не работала и находилась в декрете, отдел кадров мне сказал, чтоб я отработала год, тогда и смогу подать свой отчет на продление категории. Но с 01.12.2016 меня лишили в одностороннем порядке категории и теперь новая аттестация возможна только через год. Это законно? Надо ждать год или можно как-то восстановить категорию?

Ответ: Согласно письму Комитета по здравоохранению № 09/36-511/14-0-0 от 16.09.2014, лица, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком и утратившие квалификационную категорию во время этого отпуска, могут получить доплату к заработной плате за имевшуюся квалификационную категорию в течение года за счет средств от приносящей доход деятельности (на усмотрение администрации учреждения). Затем в установленном порядке нужно подать документы на восстановление утраченной квалификационной категории, с предоставлением выписки из приказа по учреждению о дате выхода из декретного отпуска и отчет за один год с 01.06.2016 г. по 01.06.2017 г. (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. № 240н, с порядком и сроками прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения или подтверждения квалификационной категории ознакомьтесь на сайте www.zdrav.spb.ru - раздел «Территориальная аттестационная комиссия»).

В связи с вышеизложенным, подать документы на подтверждение второй квалификационной категории вы можете не ранее 01.09.2017 г.

 

Вопрос: Имеет ли право врач отпустить пациента по его письменному заявлению домой на выходные, если его состояние здоровья расценивается как удовлетворительное? И опираясь на какие законы врач правомерно может отказать пациенту в данной просьбе?

Пётр Пуздряк, врач ГМПБ № 2

Ответ: Да, имеет. Но по согласованию с администрацией медицинской организации и при условии ненарушения санитарно-эпидемиологического режима, так как иные пациенты медицинской организации-стационара имеют право на получение медицинской помощи: "профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям" (ч.2 п.5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"). Вместе с тем данный вопрос не регламентирован законодательством, а нахождение пациента в стационаре и его поведение внутри стационара устанавливается правилами внутреннего распорядка медицинской организации. А эти правила, их разработка и утверждение является компетенцией главного врача учреждения в соответствии с его должностной инструкцией. Таким образом, пациент имеет право временно покинуть медицинское учреждение при удовлетворительном состоянии своего здоровья и по согласованию с администрацией лечебного учреждения.

P.S. Согласно этой же статье (ст. 19 323-ФЗ), пациент имеет право на допуск к нему адвоката, законного представителя и священнослужителя) в иных посещениях пациента администрация вправе отказать.

 

Вопрос: Если пациент всё же прервал свою госпитализацию без выписки и, уйдя на выходные домой, обратился в поликлинику, тем самым создав факт двойного финансирования из ОМС, как защитить стационар и врача от возможных штрафов со стороны компаний ОМС?

Пётр Пуздряк, врач ГМПБ № 2

Ответ: Так как фонд обязательного медицинского страхования является внебюджетным фондом и расход денежных средств по оплате страховых строго регламентирован, то отпуская пациента в удовлетворительном состоянии на какое-то время (выходные дни) из медицинской организации, лечебное учреждение рискует. Однако этих проблем можно избежать, если заранее предусмотреть возможное развитие событий в договоре со страховыми компаниями, определив, что за дни, на которые пациент выбывает из стационара, счета не выставляются. Но данный вариант экономически невыгоден лечебному учреждению. Так как пациент может быть временно отпущен из стационара только с разрешения администрации лечебного учреждения, то стационар должен самостоятельно решить, что ему экономически более целесообразно – проводить перерасчет со страховой организацией, предусмотрев необходимые изменения в договоре, не отпускать пациента или выписать пациента с последующей новой плановой госпитализацией.

 

Вопрос: Многие пациенты любят писать жалобы, которые зачастую не обоснованы. В лучшем случае, пациенты обращаются к главному врачу, но обычно они идут в страховую компанию, Комитет по здравоохранению, Росздравнадзор или того пуще – добираются до Минздрава. Из вышестоящей инстанции жалоба опять возвращается в медицинское учреждение с предписанием разобраться. В итоге начинают требовать объяснения со всех медиков, кто участвовал в лечении пациента, а не только с того, на кого пожаловался больной. Скажите, как врач может оградить себя от объяснений и лишней писанины в случаях, когда он имеет к жалобе косвенное отношение или когда жалоба поступила на него, по его мнению, безосновательно?

Александр С., врач Консультативно-диагностического центра № 1

Ответ: Право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного управления закреплено в Конституции РФ. Наряду с этим, право граждан на обращения, в том числе в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам, а также порядок рассмотрения таких обращений регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Чаще всего именно с целью достижения объективности работодатель просит работников представить свои объяснения по тем или иным обстоятельствам. В то же время истребование письменного объяснения является обязательным условием для применения дисциплинарного взыскания к работнику в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаю, что работник обязан давать объяснения по просьбе работодателя, однако отказ от дачи объяснений в рамках трудовых правоотношений не влечет какой-либо ответственности. Работник лишь должен осознавать, что его мнение не будет учтено, а также его «молчание» может привести к принятию неверного решения.

P. S. Полезно также знать, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

С уважением, юрисконсульт Городской больницы № 40 Наталья Земляченко


Вопрос: Если пациент отказывается от лечения и подписывает официальный отказ с формулировкой «с возможными последствиями ознакомлен», значит ли это, что врач полностью защищен в случае наступления тех самых «последствий»? Если нет, то что может грозить врачу?

Татьяна Витальевна, врач Городской клинической больницы № 31

Ответ: Наряду с закрепленным в 41 статье Конституции РФ правом гражданина на медицинскую помощь, пациент в соответствии со статей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеет право на отказ от медицинского вмешательства, равно как и требовать его прекращения.

Закон требует, чтобы отказ был оформлен в письменном виде и при отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Бремя доказывания этого при наступлении негативных последствий будет лежать на враче. Поэтому целесообразно оформлять отказ достаточно подробно. В этом случае, очевидно, отсутствуют основания для привлечения к ответственности медицинского работника.

P. S. Необходимо помнить, что п. 9 ст. 20 Закона предусмотрены случаи медицинского вмешательства без согласия пациента. В упомянутой статье указан порядок принятия решения о таком вмешательстве. При неоказании медицинской помощи в указанных случаях вопрос об ответственности может трактоваться иным образом.

С уважением, юрисконсульт Городской больницы № 40 Наталья Земляченко

 

Вопрос: Согласно законодательству, пациент имеет право на выбор врача и может отказаться от врача, который ему не нравится, по тем или иным причинам. А имеет ли врач право отказаться от лечения и ведения пациента?

Александр, врач КДП №1

Ответ: Теоретически, да, может. Но на практике подобный отказ сопряжен с рядом сложностей, так как основной закон страны, а именно статья 41 Конституции гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это же правило содержит статья 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 4 устанавливает приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Если механизм отказа от лечения пациентом прописан в законе, то есть достаточно устного отказа от лечения или заявления в свободной форме об отказе от медицинского вмешательства, то врач не вправе так вольно распоряжаться своими эмоциями и должен пациента лечить.

При этом специально оговаривается запрет на отказ в медицинской помощи, а именно: статья 11-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что отказ в оказании медицинской помощи медицинской организацией и медицинскими работниками такой медицинской организацией не допускаются, а медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Но раз предусмотрен отказ пациента от услуг конкретного врача, а именно: на основании письменного заявления на имя руководителя лечебно-профилактического учреждения (если врач работает в том же учреждении) или в адрес медицинской страховой компании (если врач трудится в другом лечебном учреждении), – можно поменять и врача и учреждение. Таким же образом может действовать и врач, если пациент саботирует его работу, отказывается выполнять назначения или по другим причинам. Отказаться от лечения пациента врач может, но только при условии оказания пациенту медицинской помощи другим врачом-специалистом. Но врач не может только на основании своего волеизъявления назначить пациенту другого врача, это входит в компетенцию руководства медицинской организации. То есть врач может поступить по аналогии: написать заявление на имя руководителя с мотивированным отказом от ведения конкретного больного, прекратить оказывать помощь пациенту доктор может только после официального назначения этому больному другого врача.

С уважением, юрист Евгения Примечаева

 

Вопрос: Как мотивировать главного врача представить сотрудников к награждению грамотой Министерства здравоохранения за многолетний и добросовестный труд в системе здравоохранения, если стаж работы на одном месте более 25 лет (на основании закона Минздрава № 30 от 29.01.1999 г.)? Данная грамота необходима для получения звания «Ветеран труда». После 2001 года все реже и реже выдают подобные грамоты. С чем это связано?

вопрос от врача на условиях анонимности

Ответ: В настоящее время в целях поощрения работников отрасли здравоохранения Российской Федерации применяется приказ Минздрава России от 10.08.2012 № 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», на основании которого учреждены следующие ведомственные награды Министерства здравоохранения Российской Федерации:

  • нагрудный знак «Отличник здравоохранения»;
  • Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • медаль «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

Представление к ведомственным наградам – это поощрение за добросовестный труд. В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ оно является правом работодателя, мотивацией для реализации которого может служить только добросовестный труд работника и внутреннее побуждение работодателя. Никакой иной мотивации закон для того, чтобы работодатель воспользовался этим правом, законодатель не определил. При этом трудовое законодательство не ограничивает работодателя в видах поощрений, которые могут быть назначены работникам.

С уважением, юрист Евгения Примечаева


Вопрос: Кто должен проводить ежегодные профосмотры медицинского персонала медучреждения в районе? Если осмотры проходят в районной поликлинике, то пациенты недовольны, так как вынуждены пропускать медиков без очереди.

вопрос от врача на условиях анонимности

Ответ: Согласно требованиям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» профилактические медицинские осмотры работников осуществляются на основании лицензии на медицинскую деятельность, иных ограничений законодателем не установлено.

Следовательно, ежегодные профилактические осмотры медицинского персонала может проводить организация, имеющая соответствующую лицензию на медицинскую деятельность, согласно номенклатуре, установленной приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». Это может быть медицинское учреждение, в котором работают врачи, или иное медицинское учреждение, к которому коллектив, проходящий профосмотр, отношения не имеет. Выбор остается за работодателем, отвечающим за организацию профосмотров.

С уважением, юрист Евгения Примечаева